Анастасия ВИДИНЕЕВА, Сергей НИКИТИН
gazeta@ks.chukotka.ru
В июне партия угля объёмом 160 тыс. тонн, добытого на месторождении Фандюшкинское поле, была отгружена через порт Беринговский в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. В этом году операторы угольного проекта ООО «Берингпромуголь» и ООО «Порт Угольный», которые контролируются австралийской Tigers Realm Coal Ltd, впервые начали осуществлять перевалку угля на океанские суда с помощью своего портофлота. О том, как будет строиться работа в навигацию-2020, «КС» рассказал генеральный директор компаний «Берингпромуголь» и «Порт Угольный»
Дмитрий ГАВРИЛИН.
ПО ПОЛНОМУ ЦИКЛУ
– Дмитрий Андреевич, в течение нескольких навигаций вы пользовались услугами флота ОАО «Анадырьморпорт», которое осуществляло рейдовую погрузку угля на балкеры. В этом году вы начали работать самостоятельно. В чём причина?
– Наша компания приобрела порт Беринговский и взяла в аренду причалы у Росморпорта ещё в 2016 году. АО «Анадырьморпорт» стало субарендатором и выполняло операции по перевалке угля в порту Беринговский на протяжении трёх навигационных сезонов 2017, 2018 и 2019 годов. Руководство и акционеры нашей компании благодарны команде Анадырьморпорта за это многолетнее и взаимовыгодное сотрудничество!
Что касается перехода на самостоятельную работу в порту, то он продиктован как самой логикой развития проекта, так и макро-экономической ситуацией, сопряжённой с падением мировых цен на уголь в 2019 и 2020 годах. Поэтому начиная с навигации-2020 под контролем компании полный цикл разработки Беринговского каменноугольного бассейна по маршруту «разрез – дорога – порт». Это важно и для снижения себестоимости, и для повышения эффективности, особенно в текущих кризисных условиях.
– У вас появился свой портофлот, который полностью может закрыть потребности в перевалке угля?
– Порт Угольный инвестировал в собственный флот, который на сегодня насчитывает шесть судов – четыре современные 500-тонные баржи и две 100-тонные. Предприятие полностью готово к самостоятельной работе и успешно начало навигацию текущего года, отгрузив только за июнь порядка 160 тысяч тонн угля на экспорт. Выполняются и работы по обработке генеральных грузов для предприятий и жителей Беринговского. Кстати, в начале июня Комитет государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа согласовал нам тарифы на перевалку угля и погрузку/выгрузку генгрузов. Они существенно ниже прошлогодних тарифов – на 13,6 и 20% соответственно. Таким образом, услуги порта стали более выгодными для предпринимателей Беринговского и населения посёлков. То, что мы начали обрабатывать генеральные грузы, заставляет пополнять и парк техники. Например, для этого мы приобрели новый погрузчик KОMATSU, который ускоряет обработку судов с товарами для населения.
ГРУЗИТЬ БОЛЬШЕ
– Какой грузооборот планируется в эту навигацию, насколько он больше или, наоборот, меньше прошлогоднего?
– Планируем отгрузить в этом году порядка 600-650 тысяч тонн как на экспорт, так и на внутренний рынок, для потребителей округа. Таким образом, прирост грузооборота к прошлому году составит около 20 %. Наши портовики ожидают захода порядка 15 угольных балкеров и 5-6 судов с генеральными грузами.
– Вы упомянули, что порт Беринговский был выкуплен компанией ещё в 2016 году. Порт старый. Планируете ли делать какие-либо инвестиции в его инфраструктуру?
– Честно скажу, задача перед нами стоит непростая – привести в порядок советское наследие. Компания и опытные проектировщики разрабатывают проектную документацию по модернизации порта, включая причалы и объекты береговой инфраструктуры. При этом уделяем пристальное внимание охране окружающей среды и получению разрешительных документов на этом направлении деятельности.
ВИРУС БРОСИЛ ВЫЗОВ
– Практически все предприятия так или иначе затронула ситуация с коронавирусом. Например, Анадырьморпорт испытывал перед навигацией сложности с приездом в регион специалистов, в частности докеров. У вас проблемы были?
– Да, потому что у нас тоже большое число прибывающих на Чукотку вахтовиков. Например, в Порту Угольный из 115 работников только четверть являются жителями Беринговского. Остальные приезжают в округ из других регионов. В этом году некоторые сотрудники не смогли вовремя прибыть в Беринговский к началу навигации. Сказались отмены и переносы рейсов авиакомпаний, из-за которых мы понесли издержки. Но мы выполняем все социальные и антикризисные обязательства в сложных для людей и предприятий условиях пандемии.
– В мае компании «Берингпромуголь» и «Порт Угольный» были включены Правительством Чукотки в список системообразующих предприятий округа, которые стали предметом особого внимания со стороны государства. Это что-то дало вам?
– Для нас это, прежде всего, признание перспективности и значимости проекта, поэтому мы благодарим руководство округа. Кстати, отмечу, что Министерство транспорта России включило порт Угольный и в федеральный перечень системообразующих компаний. Тем не менее мы надеемся, что нам не придётся пользоваться антикризисными мерами государственной поддержки, но иметь такую возможность важно, потому что это добавляет уверенности. В целом экономика предприятия сегодня стабильная, но требует тщательного контроля затрат и увеличения эффективности. С учётом конъюнктуры рынка всем угольщикам страны сейчас приходится затягивать пояса. Это вызвано и текущим финансовым кризисом, связанным с последствиями пандемии, и поступательным снижением цен на мировом рынке угля в последние два года. При этом наши сотрудники и акционеры делают всё необходимое для преодоления последствий кризиса и дальнейшего развития Беринговского угольного
проекта.
Между тем
Tigers Realm Coal Ltd открыл «горячую линию».
По телефону +7-924-666-03-31 её дочерние компании «Берингпромуголь» и «Порт Угольный» будут принимать обращения граждан по вопросам охраны окружающей среды, а также проведения социально значимых акций. На этом телефоне есть приложение Whats App, поэтому все заинтересованные люди могут присылать не только вопросы, но и добавлять фото- и видеоматериалы. Организаторы отмечают: все сообщения должны содержать контактные данные, анонимные запросы останутся без ответа!