XIX век
История угля современного Беринговского угольного бассейна начинается в 1886 году, когда клипер «Крейсер» зашёл сюда во время службы на Дальнем Востоке с целью исследовать берега Анадырского залива.
26 августа капитан Алексей Апполонович Остолопов сделал запись в судовом журнале:
«В двенадцать с половиной часов пополудни открылась в береге значительная бухта; подойдя ко входному в неё с севера мысу, очень отвесному, я через этот мыс заметил на высотах осыпи, похожие на угольные пласты».
Название «Бухта Угольная» впервые появилось на картах в 1901 году.
XX век
В 1933 в бухте Угольной начались геологические исследования месторождения. Экспедиция 1935 года насчитывала 28 человек, которые возвели три жилых дома и хозяйственные постройки. К лету 1940 года на угольном месторождении пробурили более двухсот скважин. На основании угольных разведок составили проекты шахты и порта. Вскоре появился рудник «Бухтуголь» для которого в сжатые сроки построили временную электростанцию, временный причал и склад угля, а на берегу началось строительство посёлка.
В начале августа 1941 года, когда вся страна объединялась в борьбе против Германии, в бухту Угольную на двух пароходах прибыли 176 человек – первые поселенцы из Владивостока, включая шахтёров и строителей. На берегу бухты строили бараки, так начинался посёлок Беринговский.
Геолог Геннадий Фандюшкин поделился: «С 1937-1939 на Амааме пробурили скважины, проложили штольни, взяли пробы угля и даже поставили запасы Амаама на баланс. Но угли были признаны низкого качества марки «Д» – длиннопламенные – совсем никакие. Работы на Амааме прекратили, а вот в бухте Угольной шахта работала и обеспечивала твёрдым топливом суда и корабли Тихоокеанского флота. На Алькатвааме – австралийцы для простоты называют его Северный Амаам – работы совсем не проводились, но коренные жители сообщали об угольных пластах на поверхности».
В 1970 году была организована Чукотская геологоразведочная партия Министерства Угольной промышленности. В 1971 году уголь Амаама сняли с баланса.
С 1975 на территории Беринговского угольного бассейна работал геолог Геннадий Алексеевич Фандюшкин, именем которого назвали участок на Алькатвааме «Фандюшкинское Поле» – тот самый «Проект Ф». Геннадий Алексеевич ходил в маршруты, отправлял пробы на анализы – угли оказались не длинногорелыми, а коксующимися и энергетическими. Фандюшкин защитил кандидатскую диссертацию и на основании полевых данных «сделал прогноз на три миллиарда тонн на три «района»: бухта Угольная, Амаам и Алькатваам». После успешной защиты, диссертация осталась в библиотеке профильного ВУЗа во Владивостоке.
XXI век
В 2005 году угли Беринговского снова стали кому-то нужны. Предприниматели, которые ранее работали на газовых и свинцово-цинковых месторождениях Западной Сибири и Новой Земле, искали новые проекты в геологии. На частные средства образовалась Северо-Восточная угольная компания (СТУК) во главе с Леонидом Павловичем Скопцовым, учредители которой прочитали диссертацию Фандюшкина, поверили в его теорию Беринговского угольного бассейна и пригласили на работу. В декабре 2006 СТУК получила первую лицензию на месторождение «Участок Западный» на Амааме.
Начинали сложно: студенты-геологи отказывались ехать на Чукотку за углем; буровые станки, УРАЛы, бульдозеры и вахтовки привезли из Магадана; инфраструктуры для добычи и перевозки не было. Весь апрель 2008 года на Амаам завозили груз: топливо и стройматериалы для полевого лагеря – всё за частные средства СТУК. В тот же год наступил экономический кризис и работы не велись полтора года, и трое из четверых учредителей СТУК ушли из компании. Скопцов искал покупателя – Амаам требовал дальнейших инвестиций.
В 2009 году работу на Амааме возобновили с помощью подрядчика из Челябинска — Росгеоэкспертиза и работали с ним до 2014 года.
В 2009 году Алькатваамом заинтересовались австралийские BHP Billeton Group: получили лицензию, пробурили скважины и ... оставили месторождение.
В 2010 году появилась австралийская Tigers Realm Coal Ltd (TIG) и на Чукотку прилетел Питер Балка. В интервью ИАА «Восток России» в 2016 году он пояснил почему в послекризисный период такая маленькая компания оставалась на плаву:
« У нас хорошая поддержка со стороны акционеров, которые видят, что у Tigers один из лучших в мире угледобывающих проектов. И, помимо акционеров, есть другие заинтересованные компании, которые готовы подставить нам плечо в этот трудный период низких сырьевых цен ... Но главный «запас плавучести» состоит в том, что у нас исключительно хороший актив. Ну, нигде сегодня в мире такого нет, чтобы коксующийся уголь можно было добывать на берегу моря, вблизи порта!»
В 2011 году TIG получили лицензию на Алькатваам и начали разработку участка «Проекта Ф» так как он требовал меньше затрат, чем Амаам. 27 декабря 2011 года первые 25 млн. тонн угля Амаама поставлены на баланс.